Выбирая подрядчика для проекта автоматизации …

То, что мы называем сметаной,
сметаной не является.
М.Жванецкий

Вы – руководитель серьезной компании, которая переросла существующую систему автоматизации учета и управления. Перед вами стоит задача выбрать программный продукт (продукты) и подрядчика для создания новой информационной системы.

Что касается программных продуктов, то здесь ответ практически однозначный – это продукты фирмы «1С»: «1С:Управление производственным предприятием 8» (применяется не только в производственных компаниях) или отраслевое решение на его основе плюс, возможно, другие продукты самой фирмы «1С» и ее партнеров.

С выбором подрядчика сложнее: партнеров-франчайзи фирмы «1С» только в Воронеже 33, а ведь можно пригласить и москвичей. Но вы – современный руководитель, и вы знаете способ: объявим тендер – и решим проблему выбора!

Однако (перефразируя М.Жванецкого) зачастую то, что называют тендером, тендером не является.

Настоящий тендер невозможен без тендерной документации, но для проекта автоматизации ее разработка – дело весьма трудоемкое и требующее достаточно высокой квалификации. Поэтому заказчик ограничивается запросом типа: «Нам нужно автоматизировать бухгалтерский и налоговый учет. Просим дать коммерческое предложение: сколько это будет стоить, в какие сроки вы можете это сделать?». Но такой запрос не определяет предмет тендера – что считать конечным результатом проекта и что для его достижения нужно сделать.

Здесь есть два принципиальных вопроса:
1) Готов ли заказчик приспособить свой учет к типовой конфигурации продукта или требует адаптировать конфигурацию к специфике своего учета?

2) Вывод системы на рабочий режим (пользователи работают с реальными данными в текущей дате) входит в проект или выполняется заказчиком по завершении проекта, а подрядчик сдает систему, лишь подготовленную к эксплуатации? (Вывести систему на рабочий режим он готов помочь, но уже за очень дополнительные деньги…).

В зависимости от ответов на эти вопросы цены могут отличаться на порядок.

Однако, как мне представляется, не только и не столько по цене предложения следует выбирать подрядчика: его следует выбирать как гувернантку – прежде всего, по рекомендациям; цена важна, но в последнюю очередь, т.е. при прочих равных условиях.

Сама фирма «1С» на своем сайте дает рекомендации, выраженные в различных рейтингах и в другой информации о партнерах. Крупным клиентам адресованы рейтинг партнеров по корпоративным проектам, рейтинги ЦКП – Центров компетенции по производству и других Центров компетенции. Эти рейтинги позволяют произвести первичный отсев: из 33 воронежских партнеров фирмы «1С» в рейтинге партнеров по корпоративным проектам присутствует лишь 3 компании, а в рейтинге ЦКП – 7.

В рейтингах дается информация о внедрениях, выполненных партнером. Обратите внимание не только на количество, но и на масштаб проектов (3-5 рабочих мест – не ваш масштаб), на наличие «свежих» внедрений (не растерял ли партнер ресурсы). Заметьте, что не все внедрения снабжены положительным отзывом заказчика (интересно, почему?). Более того, заглянув на сайт партнера, вы обнаружите, что далеко не все упомянутые на нем внедрения зарегистрированы на сайте «1С» (опять же интересно, почему?).

Далее, полезно навести справки у клиентов, причем как недавних, так и тех, у которых проект завершен несколько лет назад: у первых можно узнать, как выполнялся проект внедрения наличными ресурсами подрядчика, а у вторых – насколько оправданы обещания подрядчика относительно послепроектного сопровождения.

И лишь среди отобранных таким образом кандидатов проведите конкурс цен и сроков.

Высказанные соображения основаны на почти двадцатилетнем опыте руководства ИТ-компанией – надеюсь, что они покажутся вам небесполезными.

В.М.Герштейн,
генеральный директор ООО «ГЕЛА.
Информационные технологии и консалтинг»